«СМЕНА» держит в форме
Школьная форма — настоящее зеркало жизни. На старых фотографиях она часто приковывает взгляд. Вот парадные дореволюционные шинели и мундиры. Вот скромные послевоенные кители и фуражки. А вот белые фартуки и угловатые курточки с нашивкой на рукаве, которые иногда мелькают по телевизору в «Ералаше» или «Приключениях Электроника».
В начале 1990-х годов обязательная форма ушла в прошлое вместе с пионерскими галстуками и октябрятскими значками. Сейчас каждая школа решает вопрос самостоятельно. Единого мнения о необходимости формы нет. Кто-то считает ее ограничением индивидуальности детей, кто-то — удобным решением для родителей и учителей. Тем не менее спрос на форму сохраняется, и многие предприятия предлагают школам свою продукцию. Московское производственно-швейное объединение «Смена» — одно из наиболее заметных.
История «Смены» насчитывает почти 80 лет. Предприятие было организовано в 1936 году и с первых дней занималось школьниками. На пике своего развития это было крупное объединение, включавшее 11 производств по всей стране. В год здесь шили 12 млн единиц форменной и детской повседневной одежды, значительную долю которой отправляли на экспорт.
Проектированием для «Смены» занимался знаменитый Общесоюзный дом моделей, открытый в 1944 году. В 1990-х былое величие кануло в Лету, однако и по сей день «Смена» — важная компания в своей нише.
Головной офис находится в московском районе Ростокино. Здесь же располагаются конструкторское бюро и экспериментальный цех. В цеху делают небольшие партии по индивидуальным заказам. Также здесь полностью отшиваются новые линейки продукции перед передачей их в массовое производство.
Крупные партии компания изготавливает в двух производственных филиалах в Тульской области. Модельный ряд включает платья, сарафаны, пиджаки, жилеты, брюки и др. Здесь шьют для детей всех возрастов, есть линейки повседневной одежды. Продукцию предприятия можно увидеть в крупных сетях — «Детском мире», «Кораблике», «Академии», а также в шести фирменных магазинах по всей Москве. Средняя стоимость костюмов и платьев составляет 2000-3000 рублей за комплект.
В год «Смена» шьет около 350 тыс. единиц одежды. Производственные мощности компании в три раза больше, но рынок школьной формы довольно непрост, увеличить его объемы нелегко. Во-первых, не во всех школах форма обязательна — по данным экспертов «Смены», на осень 2014 года таких школ в России было всего 30% (в Москве — в два раза больше). Большинство же школ ограничивается рекомендациями по внутреннему дресс-коду, напоминающему офисный.
Второй момент, мешающий расширению, — конкуренция со стороны других отечественных и зарубежных производителей. Но со скачком валютного курса привлекательность импортной формы для покупателей несколько снизилась. Ключевым для «Смены» остается вопрос о конкуренции с российскими компаниями. Региональные администрации довольно активно помогают местным предприятиям, что зачастую выливается в закрытие регионального рынка для «посторонних» компаний. Москва же традиционно придерживается более открытой политики, что привлекает на этот крупнейший рынок производителей со всей страны.
«Смена» соревнуется с другими производителями формы в качестве и доступности продукции, предлагает новые форматы взаимодействия с заказчиками — от выездного шоу-рума до индивидуальной разработки моделей для отдельных школ. Ежегодно конструкторы предприятия разрабатывают более 100 новых моделей: компания смогла сохранить в штате редких специалистов по проектированию детской одежды, которая имеет довольно сложную специфику.
Помогает выживать и детальное понимание спроса. Так, в сегменте младших классов из года в год востребованы одни и те же удобные и скромные костюмы и сарафаны. Старшеклассницы — совсем другое дело. Вышедшее из моды или недостаточно подчеркивающее талию платье они носить не будут, поэтому «Смена» сотрудничает с приглашенными дизайнерами.
К школьной форме предъявляются повышенные требования качества. Национальный союз производителей формы утверждает, что 80% моделей в России им не соответствуют. «Смена» требования соблюдает, но, чтобы оставаться конкурентоспособной, использует импортные ткани.
К сожалению, российские предприятия не способны поставить сырье требуемого объема и качества. А современный потребитель довольно капризен — он хочет, чтобы было и натурально, и долговечно, и приятно на ощупь. Поэтому для формы выбирают смешанные ткани — например, поливискозу с добавлением шерсти, хлопка. При этом содержание натуральных волокон в составе таких тканей — более 35%.
При всех вызовах, которые бросает «Смене» рынок, здесь смотрят в будущее с оптимизмом. Возможно, именно этой компании удастся создать идеальную форму XXI века, которая понравится всем — и ученикам, и родителям, и учителям.
Данил Вязовов